Защо католиците се кръстят отляво надясно?

академични, професионални, лични разговори
Преспанец
Потребител
Мнения: 271
Регистриран на: чет мар 10, 2011 9:35 pm

Защо католиците се кръстят отляво надясно?

Мнениеот Преспанец » ср юли 20, 2011 12:36 am

Защо се кръстят така и това тяхно нововъдение откога изхожда?

Благодаря!
Кабрал
Модератор
Мнения: 2534
Регистриран на: чет окт 02, 2008 11:32 pm

Re: Защо католиците се кръстят отляво надясно?

Мнениеот Кабрал » ср юли 20, 2011 2:21 pm

Питах за това един еретик, но не обясни нищо, а взе да попържа каква глупост било да си събираме пръстите, да се кръстим от ляво на дясно и т.н. Затова и винаги съм казвал, че всякакво общуване с богоборци е обида към Бог и загуба на време!
Андрей
Потребител
Мнения: 197
Регистриран на: пет мар 26, 2010 12:57 am

Re: Защо католиците се кръстят отляво надясно?

Мнениеот Андрей » ср юли 20, 2011 9:08 pm

От значение не е това кой как се кръсти, а дали спазва заповедите Христови:

“Тогава Царят ще каже на ония, които са от дясната Му страна: дойдете вие, благословените на Отца Ми, наследете царството, приготвено вам от създание мира; защото гладен бях, и Ми дадохте да ям; жаден бях, и Ме напоихте; странник бях, и Ме прибрахте; гол бях, и Ме облякохте; болен бях, и Ме посетихте; в тъмница бях, и Ме споходихте.

Тогава праведниците ще Му отговорят и ще кажат: Господи, кога Те видяхме гладен, и нахранихме, или жаден, и напоихме? Кога Те видяхме странник, и прибрахме, или гол, и облякохме? Кога Те видяхме болен, или в тъмница, и Те споходихме? А Царят ще им отговори и каже: истина ви казвам: доколкото сте сторили това на едного от тия Мои най-малки братя, Мене сте го сторили.

Тогава ще каже и на ония, които са от лява страна: идете от Мене, проклети, в огън вечний, приготвен за дявола и неговите ангели; защото гладен бях, и не Ми дадохте да ям; жаден бях, и не Ме напоихте; странник бях, и не Ме прибрахте; гол бях, и не Ме облякохте; болен и в тъмница, и не Ме споходихте.

Тогава и те ще Му отговорят и ще кажат: Господи, кога Те видяхме гладен, или жаден, или странник, или гол, или болен, или в тъмница, и не Ти послужихме? Тогава ще им отговори и каже: истина ви казвам: доколкото не сте сторили това на едного от тия най-малките, и Мене не сте го сторили. И тия ще отидат във вечна мъка, а праведниците - в живот вечен“ (Мат. 25:34-46).
Дон Кихот
Потребител
Мнения: 687
Регистриран на: пет ное 06, 2009 8:43 pm

Re: Защо католиците се кръстят отляво надясно?

Мнениеот Дон Кихот » ср юли 20, 2011 11:47 pm

Вопрос:

Расскажите, пожалуйста, об истории крестного знамения на раннем этапе христианства. Как я понимаю, ни Христос, ни апостолы не осеняли себя крестным знамением. Когда же возникла эта традиция? Когда и в связи с чем появилось различие в направлении креста: от правого плеча к левому и от левого - к правому. Какое крестное знамение древнее?

Анна


--------------------------------------------------------------------------------
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря


Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн – небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой - справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного – теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.


,++++++++++++


24-11-2004 17:34
Андрей Езеров. Б.А. Успенский. Крестное знамение и сакральное пространство. Почему православные крестятся справа налево, а католики – слева направо. М., "Языки славянской культуры", 2004, 160 с. - http://portal-credo.ru/site/?act=tv_reviews&id=112

Писать о книге Бориса Андреевича Успенского – не так легко, как может показаться. С одной стороны, великий ученый, "живой классик" академической науки демонстрирует привычно высокий уровень, но с другой, к книге можно (и должно) применить критический подход. Попытаемся сосредоточиться на критических замечаниях.

Начнем с того, что в книге, несмотря на вышепоименованный высокий уровень, не заметно прорыва в знания новые, затемненные уголки истории, языка и культуры, что присуще таким трудам Б.А. Успенского, как "Царь и патриарх", "Очерки о русской истории". Эта книга, скорее, - обобщение уже накопленных знаний относительно предмета, нежели вполне самостоятельное, независимое исследование, чего, впрочем, не скрывает сам автор.

Объяснения различий в направлении совершения крестного знамения между католиками и православными с точки зрения структурной типологии безусловно интересны и объясняют для современного человека культурные механизмы и их глубокую символику. Впрочем, исследование Б. Успенского получает особый интерес благодаря трактовке одной из старых, но "любимых" тем автора – вопроса о символике и истории перстосложения.

Несколько удивляет филологическое сужение пространства исследования, едва ли оправданное. Так, в главе, посвященной двуперстию и троеперстию (экскурс), поражает прямо демонстративное пренебрежение памятниками изобразительного искусства. Понятно, что автору нелегко было бы писать о таких чудотворных образах, как Тихвинский, приписываемых св. апостолу и евангелисту Луке, но даже проигнорировав этот сомнительный с точки зрения науки сюжет, автор мог бы обратить внимание на целый ряд интересных изображений. На эту тему имеется даже специальное исследование С. Быстрова, вряд ли оставшееся неизвестным автору. Так, фреска воскрешения Лазаря из римских катакомб Гермеса, Маркеллины и Петра с явным двуперстным благословением датируется обыкновенно II в. В книге Быстрова содержатся и указания на другие памятники помимо этой фрески. Рискнем предположить, что эти памятники проигнорированы, ибо не вмещаются в теорию Бориса Андреевича, утверждающего, что значительное распространение двуперстия произошло не ранее середины пятого века. Эта теория зиждется исключительно на анализе письменных источников, в частности, "Церковной истории" Феодорита Киррского. Кроме того, не бесспорно утверждение, что именно в эпоху Халкидонского Собора стало целесообразным осенение себя двуперстным крестным знамением. Борис Андреевич доказывает это тем, что-де монофизиты (кроме армян) осеняют себя одним перстом. По логике автора получается, что в древности все осеняли себя так же, но тут он начинает сам себе противоречить. Оказывается, несториане, отделившиеся от Церкви на 20 лет раньше, чем монофизиты, оказывается, тоже крестились … двуперстно. Нельзя не заметить, что событие, описанное в феодоритовой истории, – жест двуперстного благословения святителя Мелетия Антиохийского – относится к концу 4 века! Странно, что на это не обратил внимания маститый ученый. Видимо, уж очень не хотелось жертвовать любимой "халкидонской теорией" ради отдельных исторических фактов… Наконец, непонятно, почему в книге напрочь проигнорировано известное место из "Поучений" св. Кирила Иеросалимского, которое не только староверские начетчики или С. Быстров, но и Тертий Филиппов считали свидетельствующим о двуперстии. Тем более, что это место как нельзя лучше согласуется с мыслью Успенского о связи перстосложения с огласительной практикой и символическим исповеданием догматов.

Если не считать известного формализма в следовании духу (и даже букве!) вышеозначенной теории, можно признать, что автор книги проявил научную добросовестность, непредвзятость и даже гражданское мужество, так как решился публично заявить, что троеперстие получило широкое распространение на Востоке только в XII-XIII вв., то есть на каких-то тысячу лет попозже, чем двуперстие.

Говорят, сначала эта книга должна была выйти в издательстве "Скимен", но консультант издательства "по религиозным вопросам", оказавшийся ревнителем "дела Никона", сообщил им, что книга – "жидовство, раскол и сатанизм", так что книга вышла там, где вышла. Это, впрочем, пошло ей только на пользу.

Есть, однако, любопытная гипотеза о возможном происхождении троеперстия в Испании в результате споров с вестготами-арианами где-то накануне мавританского завоевания. Подобно "филиокве" оно могло иметь сначала локальное значение, а затем, как и утверждает легендарная "история папы Формоса", появилось и закрепилось при Иннокентии III в Риме и на Западе в целом.

Затем, как уже вполне установлено, вместе с крестоносцами троеперстие попадает на христианский Восток и получает там распространение. После падения крестоносных княжеств на Востоке, а затем и захвата Константинополя в 1354 г., оно распространилось и в греческом мире, а при Никоне было введено и на Руси.

Эти соображения, конечно, не должны принизить в высшей степени положительное впечатление от книги известного ученого. Многие вопросы, оставшиеся за пределами книги, ждут своей очереди. А читатель – продолжения труда Б.А. Успенского.

Върни се в “богослови”



Кой е на линия

Потребители, разглеждащи този форум: Няма регистрирани потребители и 1 гост